Некоторые правила проведения индивидуальных бесед с родителями воспитанников по вопросам взаимоотношений в семье.
Индивидуальные беседы с родителями воспитаников проводятся с целью:
1. повышения социально-психологической и педагогической компетентности родителей;
2. согласования требований, предъявляемых родителями ребенку;
3. коррекции стиля родительского воспитания;
4. обучения родителей навыкам общения, разрешения конфликтных ситуаций.
5. информирования родителей, предполагающее расширение знаний родителей о психологии семейных отношений, психологии воспитания и возрастно-психологических законах развития ребенка.
Предлагаемый материал должен быть предельно доступным, образным и убедительным и учитывать образовательный уровень аудитории.
Задачи:
- обеспечить оптимальные условия для воспитания ребёнка, ближе знакомиться с родителями, помогать им конкретным советом, намечать совместные пути педагогического воздействия на ребёнка, конкретизировать требования к нему, оказывать действенную помощь семье;
- воспитателю узнавать от родителей индивидуальные особенности и склонности своих воспитанников, находить правильный подход к ребёнку;
- устанавливать с родителями дружеские доверительные отношения.
Подготовка к беседе:
- наметить тему и план беседы;
- подготовить вопросы и продумать ход беседы;
- продумать место и время беседы;
- подготовить при необходимости литературу;
- сформулировать советы, рекомендации;
- заранее оповестить родителей о предстоящей беседе.
Ход беседы.
Во вступительной части педагог начинает беседу с положительной, позитивной информации.
В основной части педагог задаёт вопросы, освещает тему, выслушивает родителей, ведёт с ними диалог.
В заключении воспитатель даёт конкретные советы, рекомендации, направленные на совместную работу семьи и педагогов, и беседа заканчивается на положительной позитивной ноте.
В беседе могут участвовать также заведующая, врач, музыкальный работник, руководитель физической культуры и другие. Беседа может проводиться в ходе экскурсии по группе, детскому саду.
Тематика бесед разнообразная. Важно через беседу выявлять положительный опыт воспитания, готовить родителей к выступлению на собрании. Беседа может быть продолжительной и короткой.
Требования к проведению беседы.
*Содержание индивидуальной беседы должно оставаться достоянием только беседующих.
*Соблюдать деловой тон в беседе, создавать атмосферу непринуждённости.
*Если родитель задал вопрос, на который педагог не может ответить, он предлагает отложить беседу, чтобы подготовиться и уже тогда дать квалифицированную рекомендацию.
*Если надо говорить о плохом поступке ребёнка, беседу надо начинать с положительного, что есть в ребёнке.
*В беседе с разными членами семьи (мама, папа, бабушка) нужно соблюдать дифференцированный подход.
*Просьбы родителей в процессе беседы надо выполнять, если они не приносят вреда ребёнку.
*Нельзя беседовать в присутствии ребёнка.
*Уметь слушать ребёнка, меньше давать указаний, предъявлять требований.
Одним из факторов эффективного родительства является гармония в отношениях между родителями как супругами. Общий фон межличностных отношений, стиль общения и взаимодействия супругов друг с другом переносятся ими на детско-родительские отношения и в последующем копируются ребёнком, воспроизводятся им в игре и общении с другими людьми.
Умение супругов договариваться друг с другом о содержании и способах реализации ими обоими общей модели родительства в их семье. Супругам следует заранее обговорить семейные правила и распределение прав и обязанностей между ними как родителями, способы осуществления родительской роли.
Удовлетворённость брачных партнёров супружескими отношениями и браком: условие здорового функционирования семьи, а значит развития ребёнка в атмосфере любви и уважения.
Контакт между родителями и детьми в семье. Основная функция родительства – создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребёнка. Ведущую роль в этом играет установление и поддержание эмоционального, зрительного, физического контакта с ребёнком, который обеспечивает прочную связь с ним и даёт чувство уверенности и защищённости ребёнку. С помощью эмоционального контакта реализуются ведущие детские потребности: в общении, во впечатлениях, в любви и эмоциональной привязанности. Нарушение контакта между ребёнком и взрослым приводит к негативным последствиям для психического, физического развития и для жизни ребёнка. Контакт необходимо строить каждый день в общении с ребёнком. При чём не важно какое это общение, главное, чтобы оно было искренним.
Безусловная родительская любовь – значит любить ребёнка таким, какой он есть; любить его потому, что он есть на свете. Безусловная родительская любовь является залогом принятия ими ребёнка и в целом, определяет родительское отношение , стиль семейного воспитания. Дети учатся любви у своих родителей. Поэтому тем самим нужно учиться безусловной любви к ребёнку.