Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Школа активного гражданина

Дата: 21 ноября 2018 в 11:35, Обновлено 16 октября в 11:36
Автор: Гловко Л. В.

Рекомендации по реализации республиканского информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» в 2024/2025 учебном году

В 2024/2025 учебном году в учреждениях общего среднего образования продолжится реализация информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» (далее – «ШАГ»). Основная задача проекта – создание условий для формирования нравственно зрелой, политически грамотной, социально активной личности, готовой к принятию ответственных решений, иными словами – активного гражданина. О реализации проекта «ШАГ» для учащихся VIII–XI классов При разработке идеи для проекта «ШАГ» в 2024/2025 учебном году решались задачи обеспечения активного включения учащихся в разработку содержания мероприятий, знакомства с современниками, в том числе деятелями белорусской науки, культуры и искусства, представителями органов государственного управления, силового блока, белорусами, внесшими вклад в развитие образования, медицины, спорта, промышленности, сельского хозяйства суверенной Беларуси, а также земляками, активными гражданами, тружениками, своим созидательным трудом ежедневно приумножающими благосостояние нашей страны, своего рода героями нашего времени. Мероприятия проекта «ШАГ» в 2024/2025 учебном году пройдут под девизом «Родина моя Беларусь в лицах» (представлены в виде тематических блоков в приложении к данным рекомендациям). Мероприятия проекта будут проводиться один раз в месяц в рамках информационного часа (каждый четвертый четверг месяца). Национальный институт образования продолжит практику разработки информационно-методических материалов для реализации проекта. Материалы будут ежемесячно размещаться на национальном образовательном портале (https://vospitanie.adu.by/ Главная / Школа Активного Гражданина / ШАГ для VIII–XI классов: информационные материалы, презентации). Логика поэтапной подачи и обсуждения информации сохранится, изменятся формы организации работы.

ШАГ 1 предлагается проводить в форме интеллектуальной игры «Мы узнаем». Цель игры – актуализировать имеющиеся у учащихся знания о развитии определенной сферы общественной жизни Республики Беларусь (в соответствии с темой), познакомить с ее лучшими представителями (республиканский уровень).

ШАГ 2 предполагает знакомство с земляками – представителями соответствующей сферы общественной жизни (региональный уровень). 2 Кандидатуры для знакомства и приглашения на мероприятия «ШАГа» определяются в учреждении образования в ходе предварительной подготовки совместно учащимися и учителями. При организации работы на данном этапе важно помнить, что не только высокие награды, звания и должности свидетельствуют о том, что вклад человека в развитие своей страны достоин высокой оценки. Ежедневный кропотливый добросовестный труд, активная гражданская позиция, любовь к своему делу, Родине, приверженность нравственным идеалам – то, что бесспорно можно отнести к характеристикам лучших белорусов. ШАГ 2 может быть проведен с приглашением отобранных кандидатур в виде брифинга1 или с использованием сюжета телевизионного проекта «100 вопросов взрослому» 2 . При отсутствии такой возможности инициативная группа учащихся готовит презентацию, посвященную земляку (землякам) и представляет ее. Презентация может включать аудиоматериалы, видеосюжеты, в том числе снятые самими учащимися, с интервью, воспоминаниями, пожеланиями и т.д. Ведущий организует с учащимися обсуждение полученной информации с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с темой мероприятия.

В ШАГе 3 ведущий подводит итоги, организует рефлексию. Учащимся предлагается обсудить создание страницы виртуального альбома о своем земляке (земляках), знакомство с которым состоялось в ШАГе 2. Можно обсудить заранее подготовленные страницы альбома, внести предложения по участию в общественной жизни своего региона, своей малой родины. Разработанные учащимися страницы альбома необходимо размещать на сайтах учреждений образования в разделах, посвященных реализации проекта «ШАГ». Итогом реализации проекта в 2024/2025 учебном году станут виртуальные альбомы о наших соотечественниках, людях, которыми мы по праву гордимся. В каждом учреждении образования получится свой виртуальный альбом из 8 страниц, которые станут основой итоговых мероприятий проекта «ШАГ» в мае 2025 г. При проведении итоговых мероприятий проекта можно использовать такую форму организации работы, как эрудит-галерея «Славные имена земли белорусской» .

Лучшие альбомы (8-10) на уровне областей (г. Минска) будут отобраны главными управлениями образования (по образованию) облисполкомов, комитетом по образованию Мингорисполкома, институтами развития образования, иными заинтересованными. Соответствующие ссылки на альбомы должны быть направлены в Национальный институт образования на электронный адрес vospit_nio@adu.by до 31.05.2025 г. Впоследствии будет создана виртуальная карта «Родина моя Беларусь в лицах» с интерактивными ссылками, позволяющая познакомится с виртуальными альбомами, подготовленными в учреждениях образования всех регионов. При подготовке и проведении мероприятий республиканского проекта «Школа Активного Гражданина» следует использовать материалы изданий «Родина моя Беларусь. Знай, помни, береги»4 , «Я – гражданин Республики Беларусь». О реализации проекта «ШАГ» для учащихся V–VII классов Целевые установки мероприятий в рамках проекта «ШАГ» для учащихся V–VII классов остаются прежними и определяются содержанием девяти тематических блоков, лежащих в основе гражданской компетентности: ШАГ1«Молодость – время выбора. Наши инициативы здесь и сейчас» (о деятельности органов ученического самоуправления; молодежный парламент; Совет молодых ученых при Министерстве образования Республики Беларусь, идеи для развития своего региона); ШАГ2 «Молодость – время выбора. Молодежь – за милосердие» (о волонтерской деятельности; волонтерские отряды); ШАГ3 «Молодость – время выбора. Что может БРСМ?» (о возможностях развития и самореализации членов ОО «БРСМ», деятельности Республиканского союза работающей молодежи); ШАГ4 «Молодость – время выбора. Профессиональное самоопределение» (основы профессионального выбора; встречи с молодыми профессионалами с активной гражданской позицией); ШАГ5 «Молодость – время выбора. Куда поступать учиться» (выбор учреждения профессионального образования, преимущества национальной системы профессионального образования; встречи со студентами и учащимися учреждений профессионального образования); ШАГ6 «Молодость – время выбора. Молодежь – за здоровый образ жизни» (здоровый образ жизни; возможности для оздоровления и занятий спортом; профилактика наркопотребления и других вредных привычек); ШАГ7 «Молодость – время выбора. Молодежь – за Союзное государство» (о молодежных проектах и инициативах Союзного государства Беларуси и России); ШАГ8 «Молодость – время выбора. Управление государством» (об участии молодежи в выборах, право избирать и быть избранными в государственные органы); ШАГ9 «Молодость – время выбора. Наследники Победы» (об участии в военно-патриотических акциях, Вахтах Памяти, деятельности поисковых отрядов, музеев и др.)

Мероприятия будут проводиться один раз в месяц в рамках классного часа (четвертый классный час месяца). Тема и содержание классного часа определяется каждым классным руководителем для своего класса в рамках вышеуказанных тематических блоков. Форма проведения классного часа в рамках проекта «ШАГ» также выбирается классным руководителем самостоятельно с учетом возраста учащихся, особенностей и потребностей классного коллектива, сложившихся традиций, имеющихся ресурсов. Организаторами мероприятий проекта выступают классные руководители V–VII классов, координирует деятельность заместитель директора по воспитательной работе. По возможности на мероприятия проекта рекомендуется приглашать гостей, личный пример которых позволит визуализировать характеристики гражданской компетентности. Обращаем внимание, что в 2024 году на страницах ежемесячного научно-практического и информационно-методического журнала «Веснік адукацыі» было опубликовано методическое сопровождение проекта «ШАГ» для учащихся V–VII классов по каждому из девяти названных тематических блоков, которое можно использовать в 2024/2025 учебном году.

Примерная тематика мероприятий проекта для VIII–XI классов в 2024/2025 учебном году

№№ пп

Дата проведения

Примерная тематика мероприятий

26.09.2024 «Молодость – время выбора. Наши инициативы здесь и сейчас» (о деятельности органов ученического самоуправления; молодежный парламент; Совет молодых ученых, при Министерстве образования Республики Беларусь, идеи для развития своего региона)
24.10.2024 «Молодость – время выбора. Молодежь – за милосердие» (о волонтерской деятельности; волонтерские отряды)
28.11.2024 «Молодость – время выбора. Что может БРСМ?» (о возможностях развития и самореализации членов ОО «БРСМ», деятельности Республиканского союза работающей молодежи)
19.12.2024 «Молодость – время выбора. Профессиональное самоопределение» (основы профессионального выбора; встречи с молодыми профессионалами с активной гражданской позицией)
23.01.2025

«Молодость – время выбора. Куда поступать учиться» (выбор учреждения профессионального образования, преимущества национальной системы профессионального образования; встречи со студентами и учащимися учреждений профессионального образования)

27.02.2025 «Молодость – время выбора. Молодежь – за здоровый образ жизни» (здоровый образ жизни; возможности для оздоровления и занятий спортом; профилактика наркопотребления и других вредных привычек)
20.03.2025 «Молодость – время выбора. Молодежь – за Союзное государство» (о молодежных проектах и инициативах Союзного государства Беларуси и России)
24.04.2025 «Молодость – время выбора. Управление государством» (об участии молодежи в выборах, право избирать и быть избранными в государственные органы)
15.05.2025 «Молодость – время выбора. Наследники Победы» (об участии в военно-патриотических акциях, Вахтах Памяти, деятельности поисковых отрядов, музеев и др.)

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.