Методические рекомендации по организации сюжетно-ролевой игры
«Игры детей – вовсе не игры, а правильнее смотреть
на них как на самое значительное и глубокомысленное
занятие этого возраста»
М.Монтель
Сюжетно – ролевая игра имеет важное значение для развития ребёнка. В ней дети отображают жизнь и труд взрослых людей. Играя, дети относятся к своему воображаемому труду , игрушкам и товарищам по игре так, как в действительной жизни относятся к своему труду и друг к другу взрослые .Детей в дошкольном возрасте, привлекают орудия и предметы труда взрослых, их деятельность. Ребёнок с удовольствием возится с большой лопатой, которой дворник сгребает снег; он просит у водопроводчика, столяра настоящий инструмент, чтобы только подержать его. Это желание ребёнка делать то, что делают взрослые, и действовать теми же орудиями труда, которыми работают взрослыми и есть свидетельство стремления ребёнка жить общей со взрослыми жизнью, участвовать в их работе. Именно в ролевой игре ребёнок в особых, создаваемых им игровых условиях, самостоятельно воспроизводит общественные и трудовые функции взрослых. Сюжетно - ролевая игра, в которой дошкольники воспроизводят жизнь взрослых,- своеобразная форма участия их в жизни взрослых. Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны. Они зависят от эпохи в которую живут дети, быта семьи и др. Чем меньше впечатлений получает ребёнок, тем беднее и однообразнее сюжеты его игр. Эта связь сюжетов детских игр с жизнью нашего общества хорошо выражена в стихотворных строках:
Есть не в пример наукам хитрым
Совсем нехитрая одна:
Распознавать по детским играм,
Чем озабочена страна.
Правила поведения в игре. Каждая игра ведётся по определённым правилам. Эти правила диктуются содержанием игры, они всегда связаны с воспроизведением действительных отношений людей (продавца и покупателей, начальника строительства и рабочих, мамы и дочки и т.д.) Беря на себя роль, ребёнок значительно легче и успешнее подчиняется правилам, диктуемым этой ролью, чем тем же правилам вне игры. Это происходит потому, что большинство правил в игре устанавливается самими детьми и выполнение их в доступной созданной ими игровой обстановке доставляет ребятам удовольствие. Они берут на себя роли взрослых избирательно, испытывая определённые симпатии к тому или иному образу. Играя, ребёнок отождествляет себя с взрослым человеком, он действует, как врач, космонавт, строитель, при этом неукоснительно соблюдая все требования, связанные с ролью. Эти требования отвечают его интересам, вкусам, желаниям, становятся его собственными и сопровождаются неподдельными чувствами: радости, восхищения или, наоборот, искренней печали. Подчинение игровым правилам обеспечивается не только внутренними побуждениями ребёнка, связанными с выполняемой ролью, но и контролем с другой стороны коллектива играющих: ведь каждый участник игры должен вести себя в соответствии с поведением того, кого он изображает, человека той или иной профессии, только тогда реализуются знания ребят и игра наполняется интересным содержанием. Помимо игровых отношений в игре развиваются и реальные взаимоотношения. Дети временно могут выйти из роли, делая своим партнёрам по игре замечания, споря с ними по поводу выполнения роли, построения сюжета, подбора игрового материала и т. д. По ходу действия ребята оценивают выполнение роли своими товарищами. Эти реальные взаимоотношения могут быть дружескими, но могут создаваться и конфликтные ситуации в том случае , когда у ребёнка не развиты навыки самоорганизации. При формировании детского коллектива учитывая воспитательное воздействие игровых взаимоотношений, одновременно формировать и развивать реальные дружеские взаимоотношения детей. Коллектив играющих имеет свои формы соподчинения и согласования действий, основывающихся на единстве игровых и реальных взаимоотношений, это позволяет воспитателю оказывать влияние на поведение детей. Чтобы у детей возникло желание выполнять любые роли, необходимо раскрыть перед ними их сюжетную линию, рассказать, что делают, как ведут себя люди определённой профессии, показать общественную значимость их труда, вызвав тем самым не просто интерес к этим ролям но и чувство симпатии, теплоты к людям разных профессий, желание искать и находить новые, подчас, может быть и неожиданные средства для более эмоциональной передачи того или иного образа. В тоже время нельзя сразу поручать ведущую роль инертному ребёнку, он может с ней не справиться. Для него надо выбрать роль, соответствующую его возможностям, которая помогла бы ему поверить в свои силы. Постепенно этого ребёнка следует выдвигать на более ответственные роли. При организации коллективных игр необходимо бережно относиться к индивидуальности каждого ребёнка. Возникающие в играх конфликты и споры - результат недостаточного ещё развития у детей способности к коллективному творчеству. Играя в коллективе, дошкольники не имеют пока устойчивых навыков и привычек коллективной деятельности. Только в процессе дальнейшего воспитания и обучения ребёнок овладевает такими навыками и становится человеком, способным к коллективному творчеству. Сюжетно – ролевая игра помогает формированию у детей привычки трудиться, даёт радость творчества. Ребятам доставляет удовольствие самим искать способы решения конструктивных задач. Создавая своими руками какие – либо необходимые для игры атрибуты, ребёнок открывает и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлечённость. Ведь в игре, связанной с трудом, ребёнок похож на неутомимого исследователя: он всё время сравнивает, сопоставляет, выбирает то, что соответствует желанием коллектива играющих. Своеобразной формой труда является конструирование из строительного материала в процессе игры. В своих играх дети редко обходятся без построек. Иногда необходимость строительства подсказывает уже сама тема. Например, прилетели в Африку – нужно строить фургоны, чтобы ехать в глубь континента за редкими животными.
Таким образом, стройка – органическая часть творческой игры, одно из средств осуществления игрового замысла.
Роль воспитателя в сюжетно-ролевой игре. Успех воспитания ребёнка в игре достигается прежде всего кропотливой, повседневной работой педагога и во многом зависит от его личных качеств. Роль воспитателя в игре бывает различной: он может быть прямым участником игры, советчиком, помощником и т. д. Но во всех случаях воспитатель, внимательно относясь к замыслам и стремлениям детей, не подавляя их инициативы и самостоятельности, влияет на содержание игр, создаёт условия для их развёртывания, для развития детской изобразительности, творчества. Он помогает детям устанавливать взаимоотношения дружбы и взаимопомощи. В играх педагог изучает каждого ребёнка, его интересы, желания, индивидуальные особенности, следит за его переживаниями, с тем чтобы найти правильные пути и средства воспитания.
Формирование взаимоотношений детей в процессе игры. Тематика игр дошкольников различна. Из поколения в поколение дети традиционно играют в семью, в больницу, в школу, и т. д. Однако без участия воспитателя и искреннего интереса его к этому крайне важному виду детской деятельности, без его умения увлечённо, не подделываясь под детей, играть с ними , содержание и характер игр старших дошкольников во многом могут оставаться на таком же уровне, что у малышей. Если же взрослый живёт игрой, если он верный, знающий партнёр, добрый друг, с которым интересно играть, культура детской игры постоянно растёт и сама игра становится в руках умелого воспитателя важным средством влияния на поведение детей. Уровень развития взаимоотношений в игре детей старшей группы зависит от факторов, и прежде всего от тех условий в которых ребёнок находится не только в детском саду, но и дома , а также на улице. По степени развития детских знаний и игровых умений, влияющих на создание определённого климата коллективных взаимоотношений в игре, можно выделить основные четыре подгруппы детей.
Первая подгруппа - дети активные, общительные, дисциплинированные, с достаточным запасом знаний инициаторы игр.
Вторая подгруппа – дети молчаливые, замкнутые, почти не играющие с другими, дети с малым запасом знаний, изобразительных умений.
Третья подгруппа – дети неуравновешенные, легко возбудимые. Они постоянно конфликтуют с товарищами, не считаются с их мнением, не обладают умениями и навыками, необходимыми для совместной игры.
Четвёртая подгруппа – это дети несколько пассивные, у них не развиты навыки самоорганизации, нет необходимых для игры конструктивных и строительных умений и навыков, и они не умеют использовать в игре имеющийся у них запас знаний: эти дети не нарушают дисциплину и, следовательно, не мешают педагогу проводить работу. Знание особенностей характеров всех детей группы даёт возможность воспитателю подбирать и использовать при руководстве играми наиболее эффективные педагогические приёмы, способствующие воспитанию у всех ребят устойчивых моральных чувств, формированию представлений о коллективе, умений и навыков коллективной жизни. Задача педагога – объединить детей в совместной игре в дружный коллектив.
Средства повышения уровня игровой деятельности детей. Для развития игровой деятельности требуется, чтобы дети, во-первых, имели разнообразные знания об окружающей их современной жизни, о взаимоотношениях людей, во-вторых, обладали необходимыми для игры конструктивными умениями ( сделать игрушку, соорудить постройку из строительного материала, и т. д.), в-третьих, чтобы у них были сформированы устойчивые игровые интересы, положительное эмоциональное отношение к окружающему. Чтобы возникла длительная сюжетно- ролевая игра, предполагающая устойчивую увлечённость детей её темой, игра, в процессе которой усложняются действия и отношения между участниками, необходимо воспитывать у них интерес к их обычным играм, помочь им получить радость, удовольствие от игры, пробудить стремление играть большим коллективом, сочетая свои интересы с интересами товарищей. Только когда повысится уровень обычных детских игр, т. е. обогатится их содержание и упорядочатся взаимоотношения играющих, можно переходить к постановке более сложных задач. В соответствии этим определяются основные направления работы воспитателя. Важнейшим из них является воспитание у детей глубоких познавательных интересов путём всемерного расширения круга детских впечатлений и знаний об окружающей жизни и создания у ребёнка таких ярких образов, которые он стремится воплотить в игровом действии. Лишь раскрывая задачу в процессе детской деятельности сущность социальных взаимоотношений людей и создавая положительное эмоциональное отношение к знаниям о современности, можно решить задачу формирования у дошкольников более устойчивого и осознанного чувства коллективизма, более четких представлений о доброте, долге, ответственности, взаимопомощи, о хорошем и плохом поступке.
Начать данную работу воспитателю необходимо с самого простого и понятного детям – с организации игр, в которые они чаще играют(«Семья», «Детский сад», «Школа»).При этом нужно исходить из того, что только целенаправленное и систематическое воздействия воспитателя, использующего различные методы работы, обеспечивание им единства обучения и игры позволят решить поставленные задачи. Поэтому по каждой теме игры необходимо продумывать систему взаимосвязанных между собой занятий с использованием разнообразных методов и приёмов, совокупность которых, влияя на чувства детей , вызывает у них сопереживание, требуемое для осознания жизненных фактов, поведения и взаимоотношений между людьми. Например, после чтения рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» следует провести беседу, в ходе которой обсудить, хорошо ли вёл себя мальчик, почему сестра не давала ему красок, что за волшебное слово он стал произносить, и как после этого изменилось отношение людей к нему. Необходимо выяснить также употребляют ли дети дома волшебное слово. Такая беседа показывает детям, каковы должны быть отношения между людьми и как нужно вести себя в семье. Через некоторое время проводится вторая беседа- о труде родителей. Предварительно надо дать детям задание поговорить с родителями об их профессии и месте работы. В ходе беседы воспитателю важно не только уточнить и обобщить знания детей, но и подчеркнуть общественную значимость труда взрослых. В конце беседы несколько ребят могут инсценировать знакомое им стихотворение С. Михалкова « А что у вас?» В работе должен использоваться и настольный театр. С обычными игрушками хорошо организовать представление по стихотворению Н. Забилы «Ясочкин садик». Всё непременно найдёт отражение в игре. Решению задачи поможет и проведение занятия, на котором дети сами составляют рассказ на тему «Как я живу дома». Значение этого занятия в том, что, вспоминая, как они живут и проводят время дома, дети в тоже время активно воспроизводят в сознании, даже в какой – то степени осмысливают своё поведение, те взаимоотношения, в которые они вступали и которые требовали определённой оценки как самим ребёнком, так и другими людьми. Полезно провести занятия на темы «Хороший и плохой поступок», «Как я помогаю взрослым».
Такой же целенаправленный характер следует придать занятиям и другим формам работы с детьми, расширяющим и углубляющим их знания о труде и взаимоотношениях людей в детском саду и школе. Это способствует обогащению содержания соответствующих игр.
Примерная работа с детьми,
способствующая обогащению содержания их игр
Для игры в семью |
Для игры в детский сад |
Для игры в школу |
Чтение рассказа Осеевой «Волшебное слово» |
Знакомство с трудом воспитателя, няни, повара, медсестры, музыкального работника путём бесед, рассказов, экскурсий. Составление детьми рассказов на тему «Мой самый лучший день в детском саду» Чтение рассказа Н. Артюховой «Компот» и беседа о труде дежурных. Показ с помощью Петрушки сценок на темы «Наша жизнь в детском саду», «Хороший и плохой поступок». Подбор и изготовление игрушек для ролей музыкального работника, повара, няни, медсестры. |
Экскурсия в школу. Беседа о школе с использованием иллюстрированного материала. Заучивание стихотворения З. Александровой «В школу» Повторная экскурсия в школу и беседа с учительницей. Чтение произведения Л. Воронковой «Подружи идут в школу» Беседа о предметах, которые нужны ученикам. |
В этой воспитательно-образовательной работе для лучшего, более эмоционального восприятия дошкольниками содержания рассказа или стихотворения, лучшего понимания основного смысла беседы, повышения активности можно использовать фотографии, иллюстрации к книгам, игрушки, кукол – «артистов» кукольного театра, вносить элементы игры, проводить специальные экскурсии и наблюдения на прогулках. В результате перед детьми оживают образы и события, описанные в прочитанном им произведении, и возникает то эмоциональное настроение, которое необходимо для реализации в играх полученных представлений, у ребят появляется желание действовать самим. Организованная таким образом работа способствует развитию у детей интереса к окружающей жизни, создаёт у них правильные представления о взаимоотношениях между людьми.
Известно, что, чтобы полученные детьми, представления закреплялись у них, необходимы постоянные упражнения, и такими упражнениями являются игры. Поэтому очень важно, чтобы у ребят возникла потребность вносить полученные на занятиях знания в свои игры. На первых порах воспитатель должен уточнять с детьми темы игр, напоминая им о прочитанных книгах и проведённых беседах, должен помогать в организации игры и развитии её содержания, непосредственно участвовать в налаживании взаимоотношений между детьми, следить за выполнением ими правил игры.
Другим важным направлением работы педагога, способствующей развитию сюжетно - ролевых игр дошкольников , является обучение их конструированию из строительного материала. С этой целью в детском саду проводятся занятия по конструированию с постепенным усложнением задания.
Большое внимание в конструировании следует уделять воспитанию у детей умения устанавливать в процессе деятельности дружеские отношения со сверстниками. На всех занятиях надо стремиться к тому, чтобы дети почувствовали ответственность не только за себя, но и за своего товарища, который тоже вместе со всеми должен выполнять задание. А при оценке построек надо непременно обратить внимание играющих на то, какие хорошие результаты получаются, когда трудятся дружно, помогают друг другу.
В результате этого, дети овладевают необходимыми строительными умениями, получают новые знания о строительных формах и правилах их использования, у ребят воспитывается умение согласовывать свои замыслы и действия с товарищами, сообща добиваться задуманного.
Наблюдая за развитием у детей строительных умений, поддерживая их интерес к конструированию, педагог может предложить группе детей, строящих лучше других, более сложные и интересные задания.
Немаловажное значение для оживления и обогащения содержания детских игр имеет и обучение детей изготовление игрушек- самоделок. Например, если при игре в семью дети сделают кукольную мебель, телевизор, пианино и т. д., можно организовать магазин, где будут продавать эти предметы. Таким образом организованная игра поможет заинтересовать детей изготовлением игрушек, повысит их ответственность в процессе занятий, вызовет у каждого ребёнка стремление достичь лучшего результата- ведь очень приятно, когда твою игрушку с удовольствием покупают.
В результате проведения различной воспитательной и образовательной работы, направленной на поддержание и развитие интереса к играм на определённые темы, содержание их будет постепенно изменяться обогащаться по мере приобретения детьми новых знаний и умений. В этих играх уже можно будет наблюдать взаимодействие, комбинирование разнообразных впечатлений, переживаний и знаний, полученных дошкольниками в детском саду и дома
Тесная взаимосвязь обучения с игрой, сочетание различных форм воспитательной работы, направленной на создание у дошкольников определённой эмоционально- психологической настроенности и радостного ожидания игры, помогают воспитателю существенно обогатить содержание игр, создать стойкие игровые группировки, объединяющие небольшое количество детей( 5- 9 человек), вызвать устойчивый интерес к определённым темам игры, устанавливать дружеское взаимопонимание между играющими на основе формирования у них более чётких представлений о коллективных взаимоотношениях людей
Методы организации детского коллектива в длительных сюжетно - ролевых играх.
Игра с постоянно развивающимся и усложняющимся содержанием- деятельность, очень близкая детским интересам и отвечающая потребностям развития ребёнка старшего дошкольного возраста. Когда дети увлечённо играют продолжительное время и совместное достижение цели, преодоление трудностей в игре, доставляет им радость, удовольствие, то овладение нормами коллективных взаимоотношений, усвоение знаний, умений и навыков, необходимых для развития содержания игры, становится насущной потребностью каждого ребёнка. Следовательно, если длительная сюжетно - ролевая игра занимает подобающее ей значительное место в педагогическом процессе детского сада, старшие дошкольники действительно объединяются в дружный детский коллектив.
В организации детского коллектива у старших дошкольников решающая роль принадлежит всегда воспитателю. Именно благодаря вдумчивой и целенаправленной работе воспитателя и при его руководстве у детей формируется умение жить и работать в коллективе и находить радость в коллективной жизни.
Формирование детского коллектива старших дошкольников в длительных сюжетно - ролевых играх осуществляется поэтапно.
На первом этапе в результате единства обучения и игры у детей формируются представления о нормах взаимоотношений людей в коллективе, появляется устойчивый интерес к играм на определённые темы, стремление использовать полученные знания для развития содержание игр, усиливается сплочённость детей.
В ходе второго этапа организации детского коллектива , когда у детей под влиянием обучения возникают и развиваются длительные творческие игры, а проявления чувства доброты, чуткости, отзывчивости, дружбы, ответственности во взаимоотношениях становятся более осознанными и устойчивыми, происходит процесс естественного объединения маленьких группировок в единый играющий детский коллектив.
Особое значение на этом этапе в связи с усложнением содержания игры приобретает длительно выполняемая ребёнком игровая роль, в которой отражаются новые коллективные взаимоотношения детей. в своих играх дети могут изображать людей различных профессий - и героических (космонавты, полярники - исследователи) и обычных (библиотекарь, продавец и др.). Длительная увлечённость ролью пробуждает у ребёнка собственные сильные чувства : ответственность, гордость, чувство общности с другими детьми. В длительной сюжетно - ролевой игре с помощью воображения, на основе подражания реальным взаимоотношениям взрослых и эмоциональной восприимчивости ребёнок сам приобретает свой жизненный опыт, в котором он стремится реализовать вновь образовавшуюся потребность жить интересами своего игрового коллектива.
Третий этап организации детского коллектива предполагает формирование у детей навыков самоорганизации. В длительных творческих играх это сложный путь: от овладения детьми внешними элементами самоорганизации, носящими случайный характер, до осознания необходимости и важности иметь такие организационные умения и навыки, которые превращают игру в увлекательную коллективную деятельность. Длительные сюжетно - ролевые игры сплачивают детей вокруг одной цели, объединяют общими интересами, дают единую перспективу. Тем самым осуществляется одно из главных условий воспитания - непрерывность и постоянство определённой целенаправленной деятельности детей, необходимой для осознания ими своих обязанностей перед товарищами и выработки прочных, устойчивых навыков жизни в коллективе. А результатом накопления положительных изменений в развитии коллективных взаимоотношений и формировании навыков самоорганизации детей является постепенное объединение их в дружный коллектив, используемый воспитателем как средство дальнейшего закрепления положительных чувств и привычек дошкольников.
ЛИТЕРАТУРА:
Виноградова Н. А., Позднякова Н. В., Сюжетно - ролевые игры для старших дошкольников. М.: 2009.
Михайленко Н. Я., Короткова Н. А., «Организация сюжетной игры в детском саду» М.: 2000.
Воронова В. Я., «Творческие игры старших дошкольников». М.: 1983.