https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/ddu40grodno/library/Программные_задачи.docx
https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/ddu40grodno/library/Конспекты_занятий_SaCzpmb.docx
https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/ddu40grodno/library/Стихи_и_загадки.docx
https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/ddu40grodno/library/ДИДАКТИЧЕСКИЕ_ИГРЫ_НА_РАЗВИТИЕ_МАТЕМАТИЧЕСКИХ_СПОСОБНОСТЕЙ.docx
https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/ddu40grodno/library/Программные_задачи_Nc868DF.docx
https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/ddu40grodno/library/ПОТЕШКИ.docx
https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/ddu40grodno/library/Конспекты_занятий.docx
http://raskras-ka.com/raskraski-iz-skazok/
https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/ddu40grodno/library/Конспекты_занятий_4XmE5Xu.docx
https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/ddu40grodno/library/Картины_белорусских_художников.docx
https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/ddu40grodno/library/Музыкальная_деятельность.docx
https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/ddu40grodno/library/Программные_задачи_ORZk89b.docx
https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/ddu40grodno/library/Конспекты_заняти1.docx
http://raskras-ka.com/raskraski-priroda/
Стихи и загадки
https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/ddu40grodno/library/Времена_года.docx
https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/ddu40grodno/library/Растения.docx
https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/ddu40grodno/library/Животные_наших_лесов.docx
https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/ddu40grodno/library/Явления_природы.docx
https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/ddu40grodno/library/Программные_задачи_IZfnCL6.docx
https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/ddu40grodno/library/Конспекты_занятий_0Ef3GMk.docx
http://raskras-ka.com/raskraski-sport/
https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/ddu40grodno/library/
Рекомендации по проведению прогулок в учреждениях дошкольного образования в летний оздоровительный период
Прогулка для детей любого возраста имеет большое значение.
Для физического развития детей прогулка является наиболее доступным средством закаливания детского организма, способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
На прогулке дети много двигаются, а движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми и выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Во время прогулки дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т.д. из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают интерес, вопросы, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.
Во время прогулки решаются задачи нравственного воспитания – знакомство с трудом взрослых, значением труда для жизни детей. Малыши трудятся в цветнике – у них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать её красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость – все это вызывает у детей радостные переживания.
Во время прогулки ребѐнок может реализовать свой внутренний потенциал двигательный, творческий, интеллектуальный, взаимодействие со своими сверстниками и взрослыми.
Педагогический работник заранее выносит игровой материал:
- куклы разные;
- машины разные;
- наборы для игры с песком и водой;
- реквизиты для творчества (цветная бумага, карандаши, фломастеры, краски, пластилин);
- раскраски для девочек и мальчиков;
- книги для чтения;
- спортивные атрибуты (скакалки, мячи разные по размеру, бадминтон, кегли);
- трудовое оборудование (веники, грабли, перчатки для работы в цветнике, лейки и др).
В прогулку входят пять компонентов:
- наблюдения (познавательно-практическая деятельность);
- трудовая деятельность;
- самостоятельная деятельность;
- игровая деятельность (подвижные игры и физические упражнения);
- индивидуальная работа с детьми.
При планировании прогулки воспитатель дошкольного образования обязан планировать прогулку с учетом всех компонентов. Они могут проходить в любом порядке. Педагогический работник сам, решает в каком, порядке пройдут все эти компоненты при этом он учитывает индивидуальные особенности, эмоциональный настрой детей.
Перед проведением прогулки воспитатель дошкольного образования обязан визуально проверить игровую площадку на предмет ее безопасного состояния и исправности оборудования, наличия предметов и веществ, подозрительных и опасных для жизни и здоровья детей. На групповых участках и физкультурных площадках не должно быть опасных для воспитанников предметов (оголенных электропроводов, битого стекла и т.п.), неисправного надворного оборудования, сухостойных, сломанных деревьев (веток), кустарников. При обнаружении нарушений режима безопасности педагогический работник обязан немедленно принять меры по их устранению, поставить в известность заведующего учреждением дошкольного образования. Организовывать прогулку до устранения выявленных нарушений запрещается.
И так педагог с детьми выходит гулять.
Проходя к своему участку, педагог по дороге обращает внимание детей на деревья, закрепляет знания детей о деревьях. Обращает внимание на цветник, какие цветы растут их название. Так же на участке можно закрепить пройденный материал, просто понаблюдав за насекомыми, облаками, силой ветра, машинами, людьми их одеждой и др.
Придя на участок можно детям дать самостоятельно поиграть. Но есть дети, которые плохо взаимодействуют со сверстниками, и здесь воспитатель дошкольного образования должен помогать таким детям организовать сюжетно- ролевую игру.
При организации самостоятельной деятельности педагогический работник помогает детям найти и использовать в игре предметы-заместители.
Индивидуальная работа с детьми заключается в закреплении, какого либо материала:
- счет (можно предложить посчитать веточки, камушки, деревья, проезжающие машины);
- знание геометрических фигур (найти похожую, найди пару, построй фигуру);
- рисования какого-либо элемента (палочкой на песке, мелком на асфальте);
- заучивания считалок, стихотворений, отгадывания загадок;
- закрепления музыкальных и физкультурных навыков;
- закрепления звукопроизношения;
- названия времен года, дней недели, названия месяцев, свой домашний адрес и многое другое.
Игровую деятельность организовывает педагог, предлагая детям поиграть в подвижные игры разной интенсивности. Во время прогулки проводится 2-3 игры высокой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности. Сначала проводиться новая игра с правилами, потом предлагается детям выбрать игру уже знакомую. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если образовательная деятельность была связана с долгим сидением детей. Если же они идут на прогулку после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до её окончания.
В жаркую погоду проводятся игры с водой. Используются бессюжетные народные игры с предметами: кольцеброс, кегли; элементы спортивных игр: городки, бадминтон, волейбол, футбол, хоккей и т.д.. Дидактические игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем (кубики, лото).
Большое место на прогулке отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдение можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными воспитанниками. Воспитатель привлекает к наблюдениям детей, чтобы развить внимание, интерес к природе и общественным явлениям. Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдение за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада, например за строителями.
Трудовая деятельность организовывается на цветнике, огороде согласно требованиям учебной программы дошкольного образования. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями. Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. Воспитатель дошкольного образования следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.
При планировании содержания прогулки воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки. Последовательность и продолжительность разных видов деятельности изменяется с учетом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Каждый из обязательных компонентов прогулки должен длиться от 7 до 15 минут и осуществляться на фоне самостоятельной деятельности детей.
Воспитатель дошкольного образования должен руководить самостоятельной деятельностью детей: обеспечить им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль деятельности на протяжении всей прогулки. Воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Так же воспитатель дошкольного образования обязан знакомить воспитанников с основами безопасного поведения в учреждении дошкольного образования, на улице, в быту.
Советы педагогам
Уважаемые коллеги, представляем Вашему вниманию советы, которые будут полезны педагогам, работающим в учреждениях дошкольного образования, для установления и поддержания контакта с законными представителями.
-
Познакомьтесь со всеми родителями Вашей группы.
-
Познакомьте каждого родителя с правилами посещения группы и корректно требуйте их выполнения.
-
Учитывайте особенности характера и возможности каждого отца и матери, предлагая им участвовать в реализации учебной программы.
-
Скажите, что вы цените помощь. Благодарите родителей за участие в образовательном процессе и пополнении группы предметами и наглядными материалами.
-
Обсуждайте с родителями успехи их участия в жизни группы, учреждения дошкольного образования.
-
Не забудьте о папах: их присутствию дети радуются особенно. Помогите им включиться в совместную деятельность с детьми.
-
Семьи с социальным неблагополучием требуют особого подхода при общении с ними. Искусству общения с такими родителями нужно учиться, проявляя максимум такта, терпения, знаний.
-
Своевременно информируйте заинтересованных ответственных лиц о фактах, подтверждающих, что ребенок находится в социально опасном положении, о нарушении родителями его прав.
-
Доброжелательно, радостно встречайте всех, кто пришел к вам.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
Наименование |
С какой целью используется эта форма |
Формы проведения общения |
Информационно-аналитические |
Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности |
Проведение социологических срезов, опросов, анкетирования, «Почтовый ящик» |
Досуговые |
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми |
Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках |
Познавательные |
Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей |
Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей |
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские |
Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания и обучения детей. Формирование у родителей знаний о воспитании, обучении и развитии детей |
Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ТЕМАТИЧЕСКИХ КОНСУЛЬТАЦИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Тематика консультаций для родителей определяется их запросами, выявленными в результате опроса, анкетирования, бесед, а также в процессе посещения семей и т.п. Родителей необходимо заранее проинформировать о проведении консультации. Кроме объявлений о предстоящей консультации, лучше всего вручить или послать им пригласительные открытки, записки с приглашением либо сказать каждому родителю о предстоящем мероприятии индивидуально. Длительность тематической консультации не должна превышать 15-20 минут. За это время нужно успеть сообщить самое главное, важное в виде советов, рекомендаций. Хорошо, если вы подберете соответствующий текст и составите памятку по теме консультации. Это позволит родителям сделать самоанализ, самооценку своей деятельности, личностных качеств, связанных с воспитанием ребенка. Предложите родителям литературу, из которой они смогут узнать о волнующей их проблеме. Уточните, есть ли у них вопросы, ответьте на них.
Тематические консультации могут проводиться как воспитателями групп, так и специалистами УДО – педагогом-психологом, музыкальным руководителем, руководителем физического воспитания, старшей медсестрой (врачом). Некоторые консультации могут быть проведены заведующим дошкольного учреждения либо его заместителем по основной деятельности или даже родителями. Например, родитель-стоматолог, учитель, врач-педиатр и т.п. компетентно изложат сведения по конкретной теме, ответят на вопросы родителей при условии предварительной договоренности об их активном участии в мероприятии. Кроме того, при необходимости для удовлетворения запросов родителей в дошкольное учреждение можно пригласить специалистов из других организаций: юриста, сотрудника ДПС, инспектора по опеке и др.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
- Воспитание у ребенка трудолюбия.
- Как подготовить ребенка к школе?
- О поощрениях и наказаниях в воспитании дошкольника.
- Книга в семье. Семейное чтение.
- О детской лжи.
- Если ваш ребенок – левша.
- Воспитание валеологической культуры в семье.
- Каким должно быть питание ребенка?
- Развитие музыкальности ребенка в условиях семьи.
- Физкультура и спорт в семье.
- Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании и др.
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ГРУППОВОГО РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
Родительское собрание является одной из эффективных форм работы УДО с семьей.
Цель его проведения – объединить усилия педагогов и родительской общественности на повышение качества образовательного процесса, развитие способностей и интересов личности ребенка. Родительское собрание группы проводится не реже одного раза в квартал и, в соответствии с возложенными на него функциями, решает следующие вопросы:
- определяет пути совершенствования семейного воспитания;
- обсуждает итоги психологических, медицинских и других обследований детей;
- вносит предложения попечительскому совету УДО по оказанию спонсорской помощи с целью пополнения материально-технической базы группы, учреждения в целом;
- вносит (при необходимости) предложения по различным вопросам деятельности УДО в вышестоящие органы образования;
- дает оценку работе родительского комитета группы за учебный год и др.
На заседаниях родительского собрания также рассматриваются и организационно-педагогические вопросы:
- вопросы организации и качества проведения летней оздоровительной кампании,
образовательного процесса в целом, оказания дополнительных образовательных услуг;
- выборы членов, председателя родительского комитета группы, их отчеты о проделанной работе;
- вопросы преемственности в работе УДО и начальной школы, о состоянии здоровья детей, сотрудничестве учреждения дошкольного образования и семьи.
Тематика и вопросы повестки дня групповых родительских собраний обозначены в плане работы учреждения образования на учебный год. При подготовке родительского собрания воспитателям необходимо четко спланировать предварительную работу:
- Продумать форму проведения родительского собрания в зависимости от заявленной темы (традиционную – с четким соблюдением повестки дня, регламента по каждому вопросу и принятием решений по ним; собрание с использованием отдельных методов активизации родителей – в ходе собрания можно предложить родителям решить кроссворд или педагогическую задачу по теме обсуждения; нетрадиционную – например, в форме деловой игры).
- Решить все организационные вопросы (выбор ведущего собрания, помещения для его проведения, при необходимости оформить его в соответствии с заявленной темой; оповещение всех родителей о дате, времени, месте и вопросах предстоящего собрания через объявление; пригласить лиц, заинтересованных в решении вопросов собрания – работники УДО и других учреждений).
- Подготовить выступление согласно повестке дня собрания, его темы. Уточнить степень готовности к выступлению специалистов УДО, других служб, родителей (они могут быть в роли содокладчиков, а также в роли выступающих по одному вопросу), при необходимости провести анкетирование.
Чтобы родительское собрание являлось важнейшим средством взаимодействия педагогов и родителей, регулирования и разрешения проблем работы с детьми, семейного воспитания, необходимо умелое проведение воспитателем его заседания, предполагающее активное участие членов семей в обсуждении заявленных вопросов повестки дня. Заседание родительского собрания начинается с информации ведущего о количестве присутствующих, выполнения решений предыдущего собрания. Ведущий делает краткое сообщение по теме собрания, далее идет обсуждение вопросов повестки дня. Решения принимаются простым большинством голосов (при наличии не менее 2/3 родителей). Решения, принятые на родительском собрании, могут протоколироваться как непосредственно после каждого обсуждаемого вопроса, так и в конце протокола заседания. Главное, чтобы они были своевременны, актуальны, конкретны, имели адресность. Необходимо избегать общих фраз типа «повысить, улучшить», др. В соответствии с заявленными вопросами повестки дня на собрании может быть представлен передовой педагогический опыт педагога (методические материалы, фрагмент занятия с детьми, др.), опыт семейного воспитания (фотоматериалы, семейные газеты и т.п.).
Для ведения документации родительских собраний открытым голосованием по предложению ведущего либо члена родительского комитета избирается секретарь сроком на один год. Все заседания собраний фиксируются секретарем в Тетради протоколов родительских собраний, страницы которой пронумеровываются с начала каждого учебного года. Тетрадь должна быть рассчитана не на одни год, но нумерация протоколов начинается с начала каждого учебного года. Секретарь родительского собрания ведет протокольную запись заседания, стараясь точнее фиксировать выступления, ход обсуждения вопроса. Решения заседания излагаются в протоколе полностью с указанием сроков выполнения, ответственных. Если присутствующими на собрании были представители администрации УДО, должностные лица вышестоящих органов, то вначале протокола делается соответствующая запись с указанием их фамилий, должности. К протоколу прилагаются тексты выступлений по вопросам повестки дня. Если родительское собрание проводилось в нетрадиционной форме, то должен быть приложен подробный сценарий его проведения. Тетрадь протоколов родительских собраний должна находиться в папке «Документация воспитателя группы». Для хранения материалов, накопленных в ходе подготовки и проведения собраний, целесообразно завести специальную папку, где будут храниться объявления, анкеты, выступления и т.п.
БЕЛАРУСКІЯ НАРОДНЫЯ
ГУЛЬНІ
“Журавель”
Месца правядзення: пляцоўка, зала.
Інвентар: вяроўка.
Педагагічнае значэнне: садзейнічае развіццю хуткасці, спрыту.
Выбіраюцца «журавы». Астатнія становяцца ў круг, трымаючы ў паднятых уверх руках вяроўку («сілкі»). Журавы, узмахваючы рукамі рухаюцца па зале, прабягаючы пад вяроўкаю і сярод удзельнікаў, якія ходзяць па крузе і спяваюць:
Сякі-такі
Журавель,
Журавель
Не еш маіх канапель, канапель.
Бо я табе, жураўлю, жураўлю,
Задам дыхту, як злаўлю, як злаўлю!
Па заканчэнні слоў (не раней!) дзеці апускаюць вяроўку, каб злавіць каго-небудзь з журавоў.
“Мароз”
Месца правядзення: пляцоўка, зала.
Педагагічнае значэнне: садзейнічае развіццю хуткасці, спрыту.
Гуляючыя пры дапамозе лічылкі:
Ты халодны, ты марозны,
Ты ў кажусе, ты ў латусе,
А ў цябе красны нос,
Гэта ты — дзед Мароз! —
выбіраюць «Мароза» і разбягаюцца па пляцоўцы. «Мароз» бяжыць за імі і стараецца дакрануцца да каго-небудзь рукой. Той, да каго ён дакрануўся, лічыцца «замарожаным», павінен спыніцца, развесці рукі ў бакі і замерці. Іншыя гульцы могуць «размарозіць» яго, пляснуўшы рукой па плячы. Перамагае «Мароз», які «замарозіў» большую колькасць гульцоў.
Кожныя 2—3 хвіліны выбіраецца новы «Мароз».
“Шэры кот”
Месца правядзення: пляцоўка, зала.
Педагагічнае значэнне: садзейнічае развіццю хуткасці, спрыту, хуткасці рэакцыі.
Гуляючыя выбіраюць «ката» па лічылцы:
Раз, два, тры, чатыры,
Ката грамаце вучылі:
Не чытаць, не пісаць,
А за мышкамі скакаць.
«Мышы» становяцца за «катом» у калону, якая рухаецца па пляцоўцы. Паміж «катом» і «мышамі» ідзе размова:
К о т. У стозе мышы ёсць?
Д з е ц і. Ёсць!
К о т. Мышы ката баяцца?
Д з е ц і. Не баяцца!
К о т. А я кот Катафей, разганю ўсіх мышэй!
«Мышы» разбягаюцца, а «кот» іх ловіць.
Заўвага: гульцы павінны знаходзіцца ў калоне да слоў «...разганю ўсіх мышэй» і дакладна, выразна вымаўляць тэкст.
“Бярозка”
Месца правядзення: спартыуная пляцоўка, лесапарк, луг.
Педагагічнае значэнне: практыкаваць у хадзе па крузе, узгадняючы рух са словамі, развіваць хуткасць, срыт, вынослівасць, рашучасць.
3 ліку тых, хто гуляе, выбіраецца дзяўчынка-«бярозка». Дзеці ходзяць па крузе, паклаўшы хустачкі на плячо, і спяваюць:
Бярозка белая,
Макаўка зялёная.
Летам махнаценькая,
Зімой сучкаваценькая,
Дзе яна стаіць,
Там і шуміць.
Дзяўчынка-«бярозка», што стаіць у крузе, пад песню забірае хустачкі, паднімае іх над галавой і, калі заспяваюць:
Бярозка зялёненькая,
Вясной вясёленькая,
Сярод поля стаіць,
Лісточкамі шуміць,
Грыміць, гудзіць,
Залатым вяночкам звініць, —
імітуе шум лістоў, рух галін — шамаціць сукенкай, махае над галавою хустачкамі. Пад прыгаворку: «А восенню карані ў бярозкі засынаюць, лісточкі ападаюць!» — «бярозка» абыходзіць карагод і кожнаму кладзе яго хустачку.
Варыянт: «бярозка» раскідвае «лісточкі», дзеці пад музыку бегаюць па зале. Калі музыка заканчваецца, дзеці падымаюць хустачкі, строяць круг.
Заўвага: хустачкі павінны ляжаць свабодна, каб дзяўчынка-«бярозка» змагла лёгка іх узяць.
“Прэла-гарэла”
Месца правядзення: пляцоўка, зала.
Інвентар: набор невялікіх прадметаў (рознакаляровыя кубікі, шышкі).
Педагагічнае значэнне: садзейнічае развіццю ўвагі, назіральнасці, інтуіцыі.
Удзельнікі гульні становяцца спіной да вядучага і заплюшчываюць вочы. Вядучы хутка хавае прадметы ў розных месцах, гаворачы пры гэтым:
Прэла-гарэла,
За мора ляцела,
А як прыляцела,
Дык недзе і села.
Хто першы знойдзе,
Той сабе возьме!
Пасля гэтых слоў (не раней!) усе разбягаюцца па пляцоўцы і шукаюць схаваныя прадметы. Выйграе той, хто знойдзе больш за ўсіх прадметаў.
“Блін гарыць”
Месца правядзення: пляцоўка, зала.
Інвентар: вяроўка.
Педагагічнае значэнне: садзейнічае развіццю хуткасці, спрытнасці, хуткасці рэакцыі.
Гульцы ствараюць круг з вяроўкі, у які і становяцца. Лавец, стаўшы спіной да круга на адлегласці 3—4 м, гаворыць: «Блін гарыць!» Усе выбягаюць з круга, але адразу ж імкнуцца забегчы ў яго зноў. Лавец у гэты час спрабуе запляміць (дакрануцца) каго-небудзь з гульцоў. Той, каго заплямілі, становіцца лаўцом, і гульня працягваецца.
Заўвага: лавец не мае права пляміць гульцоў, якія знаходзяцца ў крузе.
“Гуж”
Месца правядзення: пляцоўка, зала.
Педагагічнае значэнне: садзейнічае развіццю хуткасці, спрытнасці.
Два ўдзельнікі становяцца ў круг, астатнія — па-за ім. Адзін з гульцоў, што стаяць у крузе, штурхае другога ад сябе са словам «гуж», той выбягае з круга і пачынае лавіць астатніх. Усе ўцякаюць, а «гуж» ловіць іх. Калі «гуж» каго-небудзь зловіць, той ідзе ў круг і замяняе лаўца.
Калі на працягу 3 хвілін «гуж» нікога не зловіць, на дапамогу яму прыходзіць гулец, які застаўся ў крузе.
“Міхасік”
Месца правядзення: зала, пляцоўка.
Інвентар: абручы дыяметрам да 50 см, (на адно менш, чым гульцоў). Педагагічнае значэнне: садзейнічае развіццю хуткасці, спрыту.
Абручы раскладваюцца па крузе, і вакол іх становяцца гульцы. Адзін з гуляючых (вядучы) гаворыць такія словы:
Ты, Міхаська, не зявай, не зявай!
Лапаточкі абувай, абувай!
Гучыць беларуская народная мелодыя, гульцы, танцуючы, рухаюіта па крузе. Як толькі музыка заканчваецца, усе спыняюцца і стараюцца як мага хутчэй «абуць лапці» — заняць свабоднае месца ў адным з кольцаў. Гулец, які застаўся без «лапцей», выбывае з гульні. Пасля гэтага адзін абруч забіраецца. Гульня працягваецца да той пары, пакуль не застанецца адзін гулец. Ён і лічыцца пераможцам.
“Церамок”
Месца правядзення: пляцоўка, зала.
Інвентар: мяч, абручы.
Педагагічнае значэнне: садзейнічае развіццю спрытнасці, умення трапна кідаць мяч.
Кожны гулец (акрамя вядучага) малюе сабе маленькі кружок — «церамок» (або кладуць абручы). Вядучы, стоячы ўбаку, падкідае мяч угару. У гэты час усе гуляючыя мяняюцца «церамкамі», пе-рабягаючы з кружка ў кружок. Вядучы ловіць мяч і кідае ў гульца, які не паспеў перабегчы і заняць «церамок». Калі мяч трапіць у яго, вядучы становіцца ў свабодны «церамок», а няспрытны гулец пачынае вадзіць.
Заувага: нельга кідаць мяч у гульца, які паспеў заняць «церамок».
“Конікі”
Месца правядзення: пляцоўка, зала.
Інвентар: гімнастычныя палкі па колькасці гульцоў
Педагагічнае значэнне: удасканальваць навыкі скачкоў на дзвюх або адной назе, вытрымку, вынослівасць.
У сярэдзіне пляцоўкі чэрціцца круг так, каб у ім свабодна маглі змясціцца ўсе гуляючыя — «конікі». Гульцы выбіраюць «шпака», які становіцца ў круг, «конікі» — за кругам. «Шпак», скачучы на дзвюх нагах, ловіць «конікаў», якія падбягаюць да круга, а пры набліжэнні «шпака» адбягаюць. Калі «шпак» не ўтрымаецца і выйдзе за межы круга, «конікі» павінны перамяшчацца скачкамі на дзвюх нагах. Злоўлены гулец заводзіцца ў круг і робіцца «шпаком».
Новы «шпак» можа скакаць на адной назе, правай або левай, і ўсе «конікі» павінны перамяшчацца такім жа спосабам. «Конік» лічыцца злоўленым, калі шпак дакранецца да яго рукой. Гульня заканчваецца, калі ўсе гульцы збяруцца ў сярэдзіне круга.
Заўвага: «шпак» не мае права мяняць спосаб перамяшчэння пасля выхаду з круга, а конікам нельга выходзіць за мяжы пляцоўкі.
“Замарожаныя”
Месца правядзення: пляцоўка.
Педагагічнае значэнне: удасканальваць навыкі бегу, змяняючы тэмп і напрамак, выхоўваць смеласць, сумленнасць.
Дзеці выбіраюць Дзеда Мароза па лічылцы:
Дзед Мароз,
Дзед Мароз
Бабу снежную прынёс,
Баба, баба, снегавуха,
Не хапай мяне за вуха!
Пасля гэтых слоў гульцы разбягаюцца па пляцоўцы. Дзед Мароз бяжыць за імі і імкнецца дакрануцца да каго-небудзь рукой — замарозіць. Замарожаны павінен спыніцца, расставіць рукі ў бакі і замерці. Гульня заканчваецца, калі будуць замарожаны ўсе дзеці. Затым выбіраюць новага Дзеда Мароза і пачынаюць гульню спачатку.
“Гарлачык”
Месца правядзення: пляцоўка, зала.
Педагагічнае значэнне: практыкаваць у безе, ва ўменні дзейнічаць па сігнале, хутка арыентавацца ў навакольным прасторы, развіваць увагу
Дзеці сядзяць у крузе на кукішках. Гэта «гарлачыкі». Па крузе ходзіць «пакупнік» і спыняецца каля каго-небудзь.
П а к у п н і к. Колькі каштуе гэты гарлачык?
Д з і ц я.
За гарлачык гэты
Дай нам зусім крышку:
Каб ніколі не хварэць —
Маннай кашы лыжку.
Пасля гэтых слоў дзіця-«гарлачык» паднімаецца на ногі і бяжыць па крузе ў адным напрамку, а «пакупнік» — яму насустрач. Кожны імкнецца заняць свабоднае месца. Той, хто спазняецца, становіцца «пакупніком».
“Спрытны верабей”
Месца правядзення: пляцоўка, зала.
Інвентар: флажок.
Педагагічнае значэнне: практыкаваць навыкі бегу з лоўлей і ўхіленнем, уменне хутка арыентавацца ў навакольнай прасторы, развіваць спрыт.
На зямлі малююць круг дыяметрам 2 м так, каб яго можна было бачьшь здалёк. У сярэдзіну ставяць флажок. На адлегласці 10—15 м ад круга дзеці строяцца ў шарэнгу. Па лічылцы:
Скакаў верабей па сцяне,
Зламаў ножку — цяжка мне!
Вераб'іха скача
Ды па ножцы плача.
Верабей, верабей,
Не дзяўбі канапель:
Ні маіх, ні сваіх,
Ні суседзей маіх!
Адгукніся, верабей,
Вылятай у круг хутчэй! —
дзеці выбіраюць «вераб'я» і разбягаюцца па пляцоўцы, а той, каму выпала быць «вераб'ём», ловіць іх. Той, каго зловяць, дапамагае «вераб'ю» лавіць астатніх. Гульцы могуць адпачыць, калі схаваюцца ў круг, але затрымлівацца там доўга нельга (не больш за адну мінуту). Гульня заканчваецца, калі ўсе дзеці будуць злоўлены.
Заўвага: выбегшы з круга, нельга тут жа вяртацца назад.
“3мяя”
Месца правядзення: пляцоўка, зала.
Педагагічнае значэнне: садзейнічае развіццю спрытнасці, хуткасці
рэакцыі. узгодненасці рухаў, сілы мышцаў рук.
Гульцы строяцца ў калону па аднаму і бяруць рукамі за пояс таго, хто стаіць спераду. Уся калона — «змяя», першы ў калоне — «галава», апошні — «хвост».
Па сігнале «галава» павінна злавіць «хвост», які ад яе ўцякае. Гульцы павінны моцна трымацца рукамі адзін за аднаго, стараючыся не разарваць калону. «Галава», што злавіла «хвост», пераходзіць у канец калоны, і гульня пачынаецца зноў.
Заўвага: тыя, па чыёй віне разарвецца калона, лічацца прайграўшымі і выбываюць з гульні.
“Спрытнякі”
Месца правядзення: пляцоўка, зала.
Педагагічнае значэнне: садзейнічае развіццю хуткасці, каардынацыі рухаў, спрыту.
Гульцы становяцца ў круг парамі (адзін за адным) тварам да цэнтра. Пярэдні гулец расстаўляе рукі ў бакі, задж трымаецца за пярэдняга. Вядучы знаходзіцца ў цэнтры круга. Ён падбягае то Да адной, то да другой пары, стараючыся схапіць задняга гульца.
Пярэдні гулец загароджвае яго рукамі і ўвесь час паварочваецца тварам да вядучага. Калі вядучаму ўдаецца ўхапіцца за задняга гульца, пярэдні становіцца вядучым, а задні аказваецца спераду і ахоўвае свайго таварыша.
Заувага: вядучы не павінен хапацца за папярэдняга гульца і ўжываць сілу, дастаткова толькі дакрануцца да гульца, які стаіць ззаду.
“Грушка”
Месца правядзення: пляцоўка, зала.
Інвентар: медальёнчык-грушка. |
Педагагічнае значэнне: удасканальваць навыкі бегу з ухіленнем, уменне хутка арыентавацца у навакольнай прасторы.
Дзеці ўтвараюць круг, у сярэдзіне якога знаходзіцца выбраная «грушка». Дзеці ідуць вакол «грушкі» і спяваюць, выконваючы танцавальныя рухі згодна са словамі песні:
Мы пасадзім грушку
Усе, усе.
Няхай наша грушка
Расце, расце.
Вырасці ты, грушка,
Вось такой вышыні.
Распусціся, грушка,
Вось такой шырыні!
Расці, расці, грушка,
Ды ў добры час.
Патанцуй, Марылька,
Паскачы для нас.
А ўжо наша грушка
Распусцілася,
А наша Марылька
Зажурылася.
А мы тую грушку
Весяліць будзем.
I ад нашай грушкі
Уцякаць будзем.
На словы «ўцякаць будзем» дзеці разбягаюцца, а «грушка» іх ловіць.
“Вожык і мышы”
Месца правядзення: пляцоўка, зала.
Інвентар: вяровачкі-«хвосцікі», шапачка-маска вожыка.
Педагагічнае значэнне: развіваць хуткасць, спрыт, вынослівасць, рашучасць.
Па лічылцы выбіраецца «вожык». Гульцы (у кожнага за поясая вяровачка-«хвосцік») становяцца ў круг, «вожык» — у цэнтры. Па сігнале ўдзельнікі ідуць управа, «вожык» — улева.
Бяжыць вожык, тупу-туп!
Сам калючы, востры зуб!
— Вожык. вожык, ты куды?
Ад якой бяжыш бяды?
Пасля гэтых слоў усе спыняюцца, звяртаюцца да вожыка:
Вожык ножкамі туп-туп!
Вожык вочкамі луп-луп!
Навакол пануе ціш,
Вожык чуе ў лісцях мыш.
«Вожык» асцярожна ходзіць, прыслухоўваецца.
Бяжы, бяжы, вожык!
Не шкадуй ты ножак!
Раз, два, тры — хвасты лаві!
«Мышы» разбягаюцца. «Вожык» бяжыць за імі, імкнучыся выцягнуць як мага болей «хвастоў». «Мышка», у якой вожык выцягнуў «хвосцік», лічыцца злоўленай.
“У ката”
Месца правядзення: групавы пакой, пляцоўка на вуліцы.
Педагагічнае значэнне: развіваць здольнасць утрымлівацьраўнавагу,
статычнасць, уменне кіраваць сваім тулавам.
Усе дзеці становяцца ў адзін рад, выбраны лічэннем «кот» становіцца насупраць. Удзельнікі скачуць і крычаць: «Тра-та-та, тра-та-та, не баімся мы ката!» «Кот» робіць выгляд, што не звяртае на іх увагі. Калі дзеці надта разыйдуцца, «кот» кідаецца да іх. Усе заміраюць. Той, хто зварухнецца, пераходзіць да «ката».
“У мядзвездзя на бару”
Месца правядзення: спартыўная пляцоўка, лесапарк, луг.
Педагагічнае значэнне: развіваць хуткасць, вынослівасць, рашучасць.
Аднаго з удзельнікуў гульні выбіраюць або прызначаюць «мядзведзем». «Мядзведзь» ходзіцть па сваім «лесе», шукае тых, хто робіць яму шкоду. Дзеці прыходзяць у лес па ягады, па грыбы. Яны ходзяць і разам спяваюць песню:
У мядзведзя на бару
Грыбы, ягады бяру.
Мядзведзь рычыць,
На нас глядзіць.
Песню можна праспяваць некалькі разоў. У гэты час «мядзведзь» выбірае момант, каб кінуцца на дзяцей, бяжыць за імі і стараецца каго-небудзь злавіць. Той, каго зловяць першым, становіцца «мядзведзем». Гульня працягваецца.