Способы профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний. Первая помощь после действия стрессовых факторов.
Упражнение 1
«Карниз»
Цель: укрепление в группе доброжелательности, открытости и взаимопомощи.
Участники встают друг за другом, соприкасаясь плечами и ориентируясь на линию на полу. Психолог: «Эта черта - карниз высотного дома. Носки ваших туфель - край этого карниза. Один человек из группы, по желанию, должен пройти по карнизу и не упасть вниз. Задача группы - помочь ему в этом. Разрешается поддержка в виде физических контактов, краткие разговоры. Главное - это пройти по карнизу!».
Затем участник, который «шел по карнизу», делится впечатлениями: на каком отрезке пути он чувствовал поддержку, где ему было трудно справиться с игровой задачей и почему. Члены группы также обмениваются мнениями, почему в одних случаях поддержка была успешной, а в других - нет. Если произошло «падение» игрока, то это также обсуждается в группе.
Упражнение 2
«Главное - второстепенное»
Цель: снижение «стресса торопливости», выработка у участников группы внутренних средств оптимального планирования своей жизни и работы.
Участникам предлагается на листе бумаги написать 10-12 дел, которые для них в настоящее время наиболее важны. Рекомендуется составлять список дел по мере их субъективной значимости.
После этого психолог просит группу сесть в круг, расслабиться и закрыть глаза. Он говорит: «Постарайтесь представить себя в конце жизни, как будто вам сейчас лет 70-75. Вы уже давно на пенсии, не работаете, занимаетесь внуками, домашним хозяйством, гуляете с такими же, как вы, пожилыми пенсионерами. Вы часто думаете о своей жизни, вспоминая самые грустные и самые радостные ее события. Вообразите, что из этого времени вы сейчас смотрите в свое настоящее и оцениваете, что для вас главное и что второстепенное. Например, вы можете подумать о том, как много времени и сил отдавали какому-то занятию, которое не имело для вашей жизни большого значения и только казалось вам очень важным».
Затем группе предлагается составить список своих занятий по степени значимости их в жизни, с точки зрения 75-летнего возраста. Сравнить два полученных списка.
Вопросы для обсуждения:
Какие дела остались для вас столь же важными и значимыми?
Какие дела утратили свою значимость и почему?
В результате обсуждения необходимо показать различие между активностью и результативностью жизни человека. Высокий уровень активности (много дел, постоянная занятость, высокая интенсивность общения) часто означает не выполнение значимых дел, а суетливую трату времени по пустякам и искусственное поддержание внутреннего напряжения из-за страха что-то не успеть. Необходимо выделить в совей жизни главное и стараться так строить свое время и жизнь, чтобы основные усилия были потрачены на достижение главной цели, а второстепенные дела либо вообще были исключены из «списка», либо отложены на какой-то период.
Упражнение 3
«Настроение»
Если вам необходимо снять эмоциональное напряжение, например, после неприятного разговора с начальником, возьмите фломастеры или цветные карандаши, или мелки, или краски и чистый лист бумаги. Расслаблено левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет - линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, провести линию и выбрать цвет так, как вам хочется, в соответствии с вашим настроением.
Закончили рисунок? Теперь переверните лист на другую сторону и напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, не контролируйте себя.
После этого посмотрите еще раз на свой рисунок, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок.
Упражнение 4
«Коридор эмоций»
Участники выстраиваются в две шеренги друг против друга, образуя «коридор». Каждый по очереди проходит по этому коридору, а остальные участники говорят ему тихо на ухо: чем он для них привлекателен, что хорошего они в нем увидели и свои пожелания.