Рекомендации по взаимодействию с детьми
- Найдите сильные стороны, качества ребенка, опирайтесь на них в деле воспитания. Найдите то, за что вы можете гордиться своим ребенком.
- Не оставляйте без похвалы любое положительное проявление ребенка.
- Старайтесь никогда не сравнивать ребенка с окружающими, особенно если это сравнение не в его пользу.
- Проявляйте свою заботу о ребенке не только в форме требований и ограничений, но и в форме эмоциональной поддержки, тепла, искреннего интереса к его жизни. Больше и чаще демонстрируйте свои чувства, обнимайте, целуйте ребенка.
- Говорите с ребенком тактично, избегайте резких выражений. В общении с ребенком не должен присутствовать поучительный уничижающий тон. Ни в коем случае не допускайте публичных порицаний.
- Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения.
- Разработайте систему последовательных требований, поощрений, правил и санкций за их нарушение. Необходимо, чтобы ребенок был в курсе этих правил и согласился с мерами наказаний. Требования и правила должны быть хорошо аргументированы и понятны ребенку. Наказания должны применяться последовательно, а не быть угрозой только на словах. При этом категорически неприемлемо физическое наказание. Исключите запугивания.
- Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много.
- Контролируйте свои эмоции, сдерживайте гнев, негодование. Обсуждайте поведение ребенка только после его и вашего успокоения.
- Чаще улыбайтесь. Даже тогда, когда не хочется. Дети не должны нас видеть злыми и мрачными, без улыбки, обращенной к ним.
- Дорожите каждой минутой, прожитой вместе с ребенком! Искренне интересуйтесь его делами, трудностями. Спрашивайте, в чем ему помочь.
- Умейте прощать детей и просить у них прощения. Первыми идите на примирение.
- Не выясняйте при ребенке отношений с другими членами семьи.
- Никогда не позволяйте себе оскорбить ребенка, в диалоге не используйте жаргонные и бранные слова - это не даст ему право оскорблять Вас.
- Относитесь к проступкам как к случайности, недоразумению, которого от ребенка не ждали, демонстрируйте уверенность в том, что он не такой плохой.
- Выказывайте отношение только к поступкам, а не к личности ребенка (не «ты грубиян», а «ты проявил грубость»).
- Наше собственное поведение остается самым мощным способом воздействия на ребенка - будем во всем примером!