Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Мультимедийные презентации в образовательном процессе

Дата: 20 февраля 2021 в 11:04
Автор: Гловко Л. В.

Мультимедийные презентации

в образовательном процессе

Мультимедийная презентация используется в педагогическом процессе учреждения дошкольного образования  как средство обучения, в которое интегрированы информационные объекты различных типов: звук, текст, изображение. Это придает им развивающий характер, так как появляется возможность интеграции разных видов искусства (анимации, графики, музыки, дизайна), что позволяет создать образ, близкий субкультуре современных детей. Презентации привлекают внимание детей, вызывают огромный интерес, стимулируют познавательную активность, в связи  с чем повышается качество и эффективность обучения, внимание детей концентрируется более долгое время.

                                       Содержание презентаций                                 

Назначение презентации – визуальное сопровождение деятельности педагога. Презентация выступает как средство педагогического  процесса.

Содержание презентации  определяется  содержанием  той формы организации образовательного процесса (занятия, воспитательного мероприятия, выступления и т.д.), где она используется. Поэтому при оценке содержания презентации, прежде всего,  учитывается соответствие содержания презентации целям, структуре самого мероприятия.

         Основное правило для презентации: 1 слайд – 1 идея. Вместе с тем, можно один ключевой момент разнести  и на несколько слайдов.

Презентация – это инструмент предъявления визуального ряда, назначение которого – создание цепочки образов. То есть каждый слайд должен иметь простую, понятную структуру и содержать текстовые или  графические  элементы, несущие в себе зрительный образ как основную идею слайда. Цепочка образов должна полностью соответствовать ее логике. Такой подход способствует хорошему восприятию материала и воспроизведению в памяти представленного содержания посредством ассоциаций.

Не стоит перегружать визуальный ряд слишком подробными и точными данными – это затрудняет восприятие и запоминание. Для уменьшения доли избыточной информации необходим тщательный отбор содержания.

Не стоит заполнять 1 слайд слишком большим объемом информации.Помните, что человек моментально может запомнить немного. Примерно это: не более трех фактов, выводов, определений.

Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных (Например, выносятся ключевые слова и фразы, по которым в дальнейшем выстраивается выступление).

Заголовки должны привлекать внимание (но не занимать все место и не отвлекать).

                  Оформление  презентаций

Для лучшего восприятия презентации, ее влияния на результативность процесса обучения и состояние здоровья детей и педагогов необходимо придерживаться  следующих рекомендаций.

Расположение  информации на странице

Предпочтительно горизонтальное расположение материала. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Цвет

Помните, что  цвет по-разному влияет и на первичное восприятие, предлагаемого Вами материала, и на его запоминание, и на здоровье человека. (Например:  зеленый и белый цвет – спокойные, не раздражающие, способствующие  интеллектуальной деятельности. Красный цвет - привлекает внимание, но оказывает  возбуждающее  психологическое воздействие.) Достигайте «цветового равновесия». Пестрые и разноплановые картинки не будут выбиваться из общего стиля, если вы оформите их в одинаковые, по цвету,  рамочки или создадите коллажи.

На одном слайде рекомендуется использовать не более четырех цветов: один для фона, один-два для заголовков и один-два для текста. Достигайте сочетаемости цветов.

Для фона лучше  использовать светлые тона. Цвет и размер шрифта, оформление шаблона  должны быть подобраны  так, чтобы все надписи читались.

  Шрифт

Выбор размера шрифта на слайде определяется исходя из нескольких условий:

- размером помещения и максимальной удаленностью зрителей от экрана;

- освещенностью помещения и качеством проекционной аппаратуры.

Текст должен читаться с самой дальней точки помещения, где происходит демонстрация.

         Примерные рекомендуемые размеры шрифтов (с учетом демонстрации презентации в учебном классе):

  •  заголовок 22-28 pt;

  •  подзаголовок 20 -24 pt;

  •  текст 18 - 22 pt;

  •  подписи данных в диаграммах 18 - 22 pt;

  •  шрифт легенды 16 - 22 pt;

  •  информация в таблицах 18 -22 pt.

Помните, чем больше помещение и удаленнее зрители (дети) от экрана, тем крупнее должен быть шрифт.

   Рисунки, фотографии

Рисунки чаще всего используются для: разъяснения абстрактных понятий теоретического лекционного материала. Фотографии и рисунки обеспечивают образное представление содержания выступлений.

Общие требования к использованию рисунков и фотографий на слайдах:

  •  четкость, качество исполнения самих фотографий и рисунков;

  •  соответствие фотографий, рисунков (как зрительного ряда) текстовому содержанию (фото и рисунки необходимо подписывать);

  •  разумное дозирование количества фотографий и рисунков  в презентации и на одном слайде (как правило, это 3-5 изображений для иллюстрации одной идеи);

  •  размещение фотографий и рисунков на слайде должно отвечать общим дизайн-эргономическим требованиям экранного представления информации;

  •  для облегчения «веса презентации», т.е. уменьшения объема файла фотографии рекомендуется представлять в сжатом виде.

Грамотно подобранное изображение усиливает внимание, положительно влияет на  понимание  содержания учебного занятия, положительно влияет на эмоциональный фон занятия (мероприятия).

Анимации и эффекты

Одна из самых привлекательных особенностей презентации – конечно- же интерактивность, что обеспечивается различными анимационными эффектами.

Увиденное сначала предстает перед нами как образ – мы реагируем на поведение объекта (движение, изменение формы и цвета), выделяем размер, цвет, форму, а затем обращаем внимание на содержание.

Понимание  закономерностей восприятия, грамотное, планомерное использование приемов анимации – залог повышения эффективности восприятия материала, представленного в презентации.

С помощью анимации создается модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи, последовательности выполнения каких-либо действий, ответов на вопросы и т.д. Планируя и оценивая презентацию, помните:  анимации и эффекты – только к месту. Не следует увлекаться анимациями, помня о том, что важен не внешний эффект, а содержание информации.

 Применение презентаций

Помните, презентация сопровождает речь педагога (лектора), но не заменяет ее. Поэтому текстовое содержание презентации должно предварять или разъяснять определенные положения, озвученные педагогом,  но не повторять слово в слово. Особое внимание следует обратить  на разделение смыслового наполнения между словами педагога и содержимым каждого слайда. Слова и связанные образы должны быть обязательно согласованы во времени.

Педагог должен быть компетентен в работе с данным ресурсом (подготовлен к работе с презентацией): знать технические основы,  владеть  методическими приемами использования данного ресурса на мероприятии (занятии, в воспитательном мероприятии, на лекции и пр.).

Помните, что демонстрация презентации, ролика занимает все внимание детей (слушателей), поэтому информация, которая дается педагогом по ходу демонстрации, должна соответствовать содержанию презентации, ибо другое все равно не будет восприниматься.

Обратите внимание на то, что любой информационный кадр (страница, слайд) воспринимается сначала как образ, независимо от его истинной природы.

   Помните, что грамотная интеграция ИКТ и педагогических технологий обеспечивает наибольшую эффективность    образовательного процесса. Педагогу важно превратить слушателя из зрителя в соучастника. На это должна работать и презентация -  ее структура и содержание могут обеспечивать  и поддерживать взаимодействие педагога и воспитанников.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.