ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ДЕТСКОМ САДУ
В дошкольном возрасте у детей потребность в движении удовлетворяется наилучшим образом в подвижных играх, в которых ребенок должен ходить, бегать, прыгать, перелезать, бросать и ловить, убегать, прятаться или искать. Большинство движений сопровождается химическими процессами, активизирующими дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно позвоночника. Кроме активации физиологических процессов, сопровождающих движения, для подвижной игры характерны особые явления, свойственные только ей, - растущее напряжение, радость, сильные переживания и неизменный азарт, интерес к успеху. Подвижная игра с правилами имеет четко определенные границы и результат. Основными ее характеристиками выступают состязательные отношения между участниками, наличие реального результата – выигрыша, обозначающего окончание деятельности, повторяемость неизменных по форме конов (что дает возможность проигравшему отыграть в следующем коне).
Подвижные игры с правилами, как и занятия физкультурой, вырабатывают у детей сосредоточенность внимания при запоминании движений, точность движений и ориентировки в окружающей обстановке, ловкость и скорость, умение выполнять движения в одном темпе с коллективом, волевые качества: выдержку, смелость, умение преодолеть трудности, не уклоняться от правил, переживать поражение и победу, выслушивать замечания и корректировать свои движения. Все это дает основание ребенку сопоставлять свои действия с действиями сверстников, в результате чего создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля, что имеет огромное значение и для учебной деятельности ( будущей и настоящей), и для полноценной жизни в коллективе.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей
С детьми младшего дошкольного возраста по окончании игры оценивается, как она проходила, как дети выполняли правила, как относились друг к другу. В старших группах постепенно вводятся элементы соревнования, сравниваются силы команд, а потом и отдельных игроков.
В подвижных играх успешность и активность детей зависят не только от уровня физического развития, но и от самооценки. Дети со средним уровнем физического развития, но с высокой самооценкой чувствуют себя увереннее, смелее, не боятся брать на себя роль ведущего и уверены в том, что своими силами смогут справиться с заданием, активнее проявляют свои интересы, ставят перед собой более высокие цели, чем те, кто при прочих равных возможностях занижает самооценку. Поэтому при подборе участников подвижной игры, формировании команд воспитатель должен понимать, что результат игры и ее педагогическое влияние на формирование самооценки детей зависят от состава участников. Подобного рода взаимодействие должно учитывать не только уровень самооценки и физического развития, но и степень самостоятельности инициативы и исполнительности участников игры. Также должны учитываться гендерная принадлежность детей и характер межличностных отношений.
В каждой группе детского сада, по крайней мере, три типа детей, которые по разному себя ведут во время любой деятельности, в том числе игровой, и соответственно требуют разного подхода.
Дети первого типа очень активны, подвижны, склонны к сильному возбуждению. Они охотно принимают любую новую игру и с энтузиазмом включаются в нее. Обычно они быстро схватывают суть игры и стремятся взять на себя активнее роли. Но часто эти воспитанники не обращают внимания на других и заняты демонстрацией собственных возможностей. Для таких детей наиболее трудно оказываются правила, сдерживающие их спонтанную активность: дожидаться своей очереди, не двигаться до определенного сигнала, уступать главную роль или привлекательный предмет другим, выполнять игровые действия точно, быстро, но аккуратно. Вместе с тем выполнение именно этих правил особенно полезно для них.
С детьми этой группы можно организовать игры, где необходимо выполнить достаточно сложные для дошкольника действия, либо проявить максимум ловкости, либо совершать простые действия, но результат игры будет зависеть не от скорости, а от точности и аккуратности действий. При проведении игр необходимо постараться показать детям важность соблюдения правил и сделать так, чтобы они получили удовлетворение от их выполнения.
Беседа с детьми о восприятии победы и поражения
В подвижных играх сверстники вступают в сложные взаимоотношения, в которых переплетены моменты взаимной поддержки и соревнования. В игре, с одной стороны, ребнок живёт (быть как все), а с другой- «быть лучше, чем все». Стремление быть «как все» в определенной степени стимулирует развитие ребёнка и подтягивает его до общего среднего уровня. Потребность в признании «быть лучше, чем все» проявляется в желании выиграть.
И сход из того, что дети сильно стремятся выиграть, победить, но столкнувшись с трудностями и неудачами они могут испытывать отрицательные эмоции разочарования и страха, целесообразно провести с ними несколько бесед на тему : «Сегодня – побежденный , завтра – победитель». В процессе беседы необходимо провести детей к выводу «Не возможно победить, не рискуя проиграть». Можно рассказать о некоторых спортсменах и знаменитых людях, которые не сразу прославились, а прежде испытывали горечь разочарования.
Создание условий для переживания радости
Стремление «быть лучше, чем все» создаёт мотивы достижения успеха, является одним из условий развития воли и формирования рефлексии, т.е. способности осознавать свои достоинства и недостатки. Следовательно, у детей необходимо повышать уровень притязаний, иногда прибегая к целенаправленному созданию ситуации успеха: начать с простых игр, где каждый ребёнок может выиграть. Далее необходимо поддерживать стремление « быть лучше всех»,так как это позволит ребёнку обрести уверенность в себе и стать более активным в деятельности и общении.
Скорость развитии чувства уверенности в себе и повышения самооценки зависит от того, каких результатов добивается ребёнок в игре, насколько часто преследуют неудачи и как они оцениваются сверстниками и взрослыми. Если успехи в игре встречаются чаще, чем неудачи, присутствует личная неудовлетворённость собой, гордость за себя, появляется потребность добиваться успехов в ситуации соревнования с другими детьми в более сложных играх и вообще в других видах деятельности. Если, напротив, неудачи в подвижных играх встречаются чаще, чем успехи, у ребёнка пропадает уверенность в собственных силах, снижается уровень притязаний, поведением руководит стремление в любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно, там, где результат деятельности оценивается другими людьми.
Соблюдение детьми правил игры
Подвижные игры всегда содержат правила, что придаёт игре объективный характер: правилам подчиняются все участники игры и наиболее ценна победа игрока, честно их соблюдавшего.
Чтобы помочь каждому занять достойное место в коллективе, преодолеть неуверенность робких детей, вызвать желание выполнять не только второстепенную, но и главную роль в игре, полезно ввести правила поведения:
· каждый ребёнок имеет право участвовать в игре;
· желающие играть должны сообща договориться в какую игру будут играть;
· ведущего выбирают дети с общего согласия всех участников игры;
· при обсуждении кандидатур надо объяснить, почему одного ребёнка выбирают, а другого отстраняют;
· дети должны самостоятельно решать спорные вопросы, организованно заканчивать игру;
· если кому – то из детей не хочется больше играть, он должен сказать товарищам по игре и ведущему о причине ухода;
· все участники игры обязаны с уважением относиться друг к другу, считаться с мнением товарищей, проявлять требовательность к нарушителям правил в игре;
· как ведущий , так и участник игры имеют право давать советы, улучшать условия, расширять её содержание и правила с общего согласия товарищей по игре.
Оценивания вместе со взрослыми действия сверстников и отмечая их ошибки, ребёнок лучше усваивает правила, а потом осознаёт свои собственные просчёты. Соблюдение правил приносит новый социальный опыт, постепенно возникают предпосылки к формированию сознательного поведения и самоконтроля, что вырабатывает произвольность поведения. Играя по-честному , т.е. по правилам, дети завоевывают одобрение взрослого, признание и уважение сверстников.
Педагогически грамотное распределение ролей.
Один из ответственных моментов в детских играх – распределение ролей. Для многих подвижных игр требуются капитаны, водящие, т.е. командные роли. Игровая практика детей накопила не мало таких демократических примеров разделения ролей, как жеребьёвка, считалки, очерёдность выполнения роли в игре, бросание кубика с цифрами и т.п.
При распределении командных ролей, педагогу следует исходить из того, что роль должна помогать не авторитетным детям укрепить авторитет; не активным – проявить активность; недисциплинированным – стать организованными. Детям чем – то сея скомпрометировавшим , - вернуть потерянный авторитет; новичкам и сторонящимся детского коллектива – проявить себя, сдружиться со всеми.
Педагогу необходимо следить за тем, чтобы в игре не появлялось зазнайства, не проявлялось превышение власти командных ролей над второстепенными, чтобы у роли было действие: иначе ребёнок выйдет из игры, если ему нечего делать. Нельзя использовать в игре отрицательные роли.
</article>