Нормативно-правовое обеспечение проведения аттестации педагогических работников
Перечень нормативных актов, обеспечивающих аттестацию педагогических работников
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2022., №154-3);
2. Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-педагогического состава учреждения высшего образования) Утверждено постановлением Министра образования и науки Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101;
3. Квалификационные характеристики (квалификационный справочник. Должности служащих, занятых в образовании. Мн.: НИИ труда. Постановление Министерство труда Республики Беларусь от 28.04.2001 г. № 53 (в редакциях постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь № 115 от 24.09. 2007 г. — о внесении изменений и дополнений в выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих; постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь № 105 от 21.10.2011- о внесении изменений в выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих).
Перечень документов образовательного учреждения, рекомендуемых для организации и проведения аттестации
1. Перспективный график аттестации педагогических кадров учреждения образования.
2. Протокол собрания по выборам членов аттестационной комиссии (выписка из протокола по выборам аттестационной комиссии тайным голосованием).
3. Протоколы заседания счетной комиссии (протокол № 1 о распределении обязанностей между членами комиссии; протокол №2 о результатах голосования с указанием голосов «за», «против», «воздержались»).
4. Бюллетени тайного голосования.
5. Приказ о выдвижении кандидатуры от администрации.
6. Выписка из заседания профсоюзного комитета о делегировании представителя в состав аттестационной комиссии.
7. Протокол № 1 заседания аттестационной комиссии о распределении обязанностей между членами аттестационной комиссии (председатель, заместитель председателя, секретарь, члены комиссии).
8. Приказ о создании аттестационной комиссии на учебный год (с указанием срока полномочий).
9. План работы аттестационной комиссии.
10. Программа изучения профессиональной деятельности педагога, аттестуемого на категорию.
11. Заявления аттестуемых педагогов на имя председателя аттестационной комиссии или в аттестационную комиссию (завизированные председателем аттестационной комиссии).
12. Протокол № 2 заседания аттестационной комиссии о рассмотрении поступивших заявлений и утверждение графика прохождения аттестации (утверждение через приказ руководителя учреждения, согласование на заседании профкома - выписки из приказа и протокола заседания профкома).
13. Аттестационные материалы (характеристика и аналитическая информация) изучения педагогической деятельности аттестуемого (за 2, 3 и 5 лет - период, определенный требованием Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-педагогического состава учреждения высшего образования) - хранятся 5 лет.
14. Материалы из опыта работы педагога (портфолио).
Работа аттестационной комиссии
Работа аттестационной комиссии призвана
1) создать в школе благоприятную рабочую обстановку, атмосферу заинтересованного внимания к достижениям каждого педагога;
2) выявить профессиональную компетентность, уровень профессионализма педагога;
3) оценить содержание и результаты профессиональной деятельности педагога;
4) наметить перспективы профессионального роста педагога.
Наши принципы: доброжелательность, объективность, компетентность и демократичность.
Качественные характеристики квалификационных категорий педагогических работников
Высшая категория присваивается педагогам, обеспечивающим высокое качество образования, владеющие современными образовательными технологиями и осуществляющими инновационную деятельность.
Первая категория присваивается педагогам, обеспечивающим высокое качество образования детей, владеющим современными образовательными технологиями и включенным в методическую работу.
Вторая категория присваивается педагогам, обеспечивающим качество образования и владеющим современными образовательными технологиями.
Дифференцирующими для присвоения категорий являются характеристики «владения современными образовательными технологиями», «участия в методической работе», «включенности в инновационную деятельность».
Показатели владения современными технологиями:
- обучает учащихся определять границы своих знаний, ставить проблему, осуществлять контроль и самооценку своей деятельности;
- использует современные информационные технологии для формирования способности самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве;
- организует проектные и событийные формы работы;
- применяет информационные технологии в образовательном процессе.
Показатели включенности в методическую работу:
- повышение квалификации и профессиональная переподготовка в течение отчетного периода. При этом аттестация должна учитывать разнообразные, в том числе и не централизованные формы повышения квалификации, в частности, участие в мастер-классах, конференциях, круглых столах и т. д.;
- разработка программной документации по дисциплинам (факультативам);
- участие в методических и профессиональных конкурсах;
- разработка и оформление методических материалов;
- составление учебно-методических комплексов по дисциплине (теме, специальности и т. д.).
Показатели инновационной деятельности:
- осмысление собственного педагогического опыта;
- изучение новаторских методик современной педагогики;
- новаторские идеи педагога;
- внедрение и использование новых педагогических технологий.
Этапы подготовки педагога по вопросам аттестации
Квалификационная категория — это соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности (устойчивых результатов деятельности) педагогического труда, обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи определенной сложности.
Преподаватель высшей категории должен:
- иметь отличные, стабильно положительные результаты педагогической и воспитательной деятельности; высокий рейтинг среди коллег-педагогов, учеников, их родителей, специалистов, педагогической и культурной общественности района, области, республики;
- вносить личный важный вклад в развитие художественного образования, применять творческий подход в обучении, воспитании;
- принимать участие в разработке вариативных (с учетом специфики учебного учреждения, региона) учебных программ и программ учебников, учебных пособий;
- владеть новыми образовательными технологиями;
- оказывать помощь педагогам республики в овладении идеями, современными методиками обучения, которые обеспечивают высокие результаты (публикации в печати, участие в республиканских областных семинарах, конференциях и т. д.)
- иметь высшее педагогическое образование, трехлетний стаж работы в полученной ранее категории.
Преподаватель первой категории должен:
- иметь стабильно положительные результаты педагогической и воспитательной деятельности; высокий рейтинг среди педагогов, учеников, их родителей, специалистов, педагогической и культурной общественности района, области;
- внедрять в учебный процесс передовые педагогические и информационные технологии, использовать эффективные формы и методы обучения;
- постоянно работать над собой в целях профессионального совершенствования;
- формировать собственную систему обучения, обобщать и пропагандировать опыт своей работы;
- принимать участие в республиканских смотрах-конкурсах, работе методических комиссий, секций;
- иметь высшее педагогическое образование, трехлетний стаж работы в полученной ранее категории.
Преподаватель второй категории должен:
- иметь стабильно положительные результаты педагогической и воспитательной деятельности;
- использовать эффективные формы и методы обучения;
- постоянно работать над собой в целях профессионального совершенствования;
- принимать участие в общешкольных смотрах-конкурсах, работе методических комиссий;
- иметь высшее педагогическое образование, двухлетний стаж работы в полученной ранее категории.
Формы аттестации
Формы аттестации учитывают весь спектр профессиональной деятельности и достижений педагога (концертмейстера) и определяют существенные стороны педагогической и методической деятельности, что позволяет педагогу проектировать собственную деятельность.
К обязательным формам аттестации относятся:
Аттестационная беседа – для претендентов на присвоение второй и первой квалификационных категорий.
Предшествует аттестационной беседе (по выбору): проведение педагогом открытого урока; защита педагогом (концертмейстером) образовательного проекта; исполнение произведений педагогического репертуара; экспертиза портфолио аттестуемого педагога (концертмейстера) - обязательно.
Открытый урок - целью является показ передовых форм и методов учебно-воспитательной работы, анализ дидактической эффективности использования технических средств обучения, обобщение приемов научной организации и контроля качества учебного процесса.
Задачей педагога, готовящего урок, является оценка эффективности применяемых методов; совершенствование отдельных приемов, педагогических находок.
Для проведения открытого урока может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения.
Защита образовательного проекта – это предъявление проблематики, которой занимается данный педагог в рамках самообразования, и предлагаемых им способов решения.
Проведение защиты профессионального проекта в форме публичного отчета требует от педагога создания рефлексивного текста о своем образовательном проекте. Готовность создать такой текст и является опосредованным показателем способности педагога работать в инновационном режиме.
От традиционного «открытого урока» защита проекта отличается тем, что она предполагает не демонстрацию изолированного фрагмента взаимодействия с учащимся, а отражение подлинной единицы деятельности педагога – решения профессиональной проблемы.
Исполнение произведений педагогического репертуара с последующим исполнительским и анализом (10-12 произведений, соответствующих уровню квалификационной категории и утвержденных на заседании цикловой комиссии). Допускается выступление соло или в малом ансамбле с программой протяженностью не больше 25-30 минут с последующим методическим и исполнительским анализом произведений представленной программы.
Портфолио - это набор материалов, демонстрирующих умение педагога (концертмейстера) решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма педагога (концертмейстера). Информация для портфолио собирается в течение всего периода между аттестациями.
Примерная структура портфолио
Общие сведения
Дата рождения
Образование
Квалификация
Специальность
Стаж работы
Сведения о повышении квалификации
Награды
Методическая деятельность
Разработка учебно-методического комплекса
Учебные издания
Программная документация
Методические разработки, указания, рекомендации
Самообразование
Участие в семинарах, конкурсах, выставках
Участие в методическом объединении
Работа с учащимися
Творческие работы учащихся
Научно-исследовательские работы учащихся
Результаты участия в олимпиадах, конкурсах
Сценарии воспитательных мероприятий
Мониторинг успеваемости и качества знаний учащихся
Творческая деятельность
Творческие работы педагога
Квалификационный экзамен и аттестационная беседа в соответствующем высшем учебном заведении – для претендентов на присвоение высшей квалификационной категории.
Форма проведения квалификационного экзамена для педагогических кадров сферы культуры зависит от специфики той или иной специальности и проводится в форме защиты личного опыта или защиты авторской методики преподавания учебной дисциплины.
Аттестационная комиссия учреждения образования дает направление на сдачу квалификационного экзамена и характеристику на претендента для получения высшей квалификационной категории. Экзамен предшествует беседе и проводится в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-педагогического состава учреждения высшего образования)
Примерные вопросы к собеседованию
- Какие нормативные документы, регламентирующие деятельность педагога, вышли в этом году?
- Какие новые тенденции развития национальной системы образования необходимо учитывать при планировании своей деятельности?
- Планируете ли Вы обобщить (ели ещё нет) свой опыт? Каковы, на Ваш взгляд, наиболее эффективные способы его распространения?
- Что бы вы изменили в своей деятельности? Почему? Что Вам для этого необходимо?
- С какими новыми педагогическими технологиями Вы бы хотели познакомиться, апробировать? Почему они для Вас привлекательны?
- Какая проблема разрабатывается Вами? Где она проходит апробацию?
- На какой стадии разработки находится Ваша тема по самообразованию?
- Каковы Ваши планы повышения своего профессионального уровня?
- Как Вы оцениваете уровень Ваших взаимоотношений с коллегами? С учащимися? Что Вам даёт основания так считать?